В этом интервью Шахназ рассказывает о себе, своей семье и успеху в
косметологии, которого она добилась, благодаря огромному желанию
осуществить свою мечту. О СЕМЬЕ. Моя мать из королевской семьи.
Она была очень религиозной, в воспитании детей придерживалась
консервативных взглядов. Отец - министр юстиции и очень образованный
человек, учился в Оксфорде, интересовался западной культурой, любил
Шекспира и Мильтона. Я постоянно находилась между двух огней: отец
хотел, чтобы я училась, делала карьеру, а мама была категорически
против. По ее настоянию в 15 лет я вышла замуж, в 16 родила дочь.
Тогда я еще не знала, что буду делать в будущем, но однозначно не
хотела провести всю свою жизнь в роли домохозяйки. При этом я
понимала, что не смогу ничего достичь, не имея высшего образования. В
надежде, что я все-таки буду учиться, отец собирал для меня брошюры о
курсах (от инженерных работ до косметологии). Я выбрала косметологию.
Работа моего мужа была связана с постоянными заграничными
командировками, и, путешествуя с ним, я имела возможность учиться в
разных странах мира. Первым учебным заведением, в которое я поступила,
был Колледж Елены Рубинштейн в Лондоне. Сегодня меня часто сравнивают
с этой знаменитой женщиной, потому что наши судьбы очень похожи: она
тоже начала с нуля и сделала себя сама.
ОБ АЮРВЕДЕ
Вернувшись в Индию после шести лет интенсивного обучения
косметологии и косметической химии в известных институтах Лондона,
Нью-Йорка, Парижа и Копенгагена, я открыла свой первый салон красоты и
начала проводить исследования. Немного позже я приобрела участок земли
в 35 акров с плантациями растений.
В Европе и Америке меня поражало, насколько активно специалисты,
работающие в индустрии красоты, используют химические компоненты. Я
не хотела идти по этому пути. Индия - страна с богатыми тысячелетними
традициями в области сохранения красоты и здоровья, и я решила
адаптировать принципы аюрведы при создании косметических продуктов и
салонных процедур по уходу за кожей и волосами. Так, в 1970 году
появился наш бренд Shahnaz Herbals. Работа пошла успешно, и в течение
года я смогла открыть еще восемь салонов красоты.
Согласно аюрведе внешняя красота человека зависит от внутреннего
состояния организма: если у вас выпадают волосы или появляются
высыпания на коже, это значит, что в организме есть какие-то
проблемы. И в этом случае, сколько бы вы не использовали косметику,
она не поможет, потому что дает лишь 20% лечебного эффекта. Остальные
80% - это восстановление слаженной работы всей системы организма.
Поэтому мы всегда говорим о том, что одних лишь косметических
процедур, направленных на поддержание привлекательности и внешнего
омоложения, недостаточно. Когда люди приходят в наши салоны, мы
сначала проводим полное обследование организма, и уже потом предлагаем
индивидуальную систему питания и ухода за собой, а также учим, как
снимать стресс.
О МИРОВОЙ ЭКСПАНСИИ
В 1982 году косметика Shahnaz Herbals начала продаваться в Англии.
Это был первый шаг на пути к завоеванию мирового рынка. Наша
аюрведическая продукция на основе растительных компонентов появилась в
нужное время: именно тогда косметологи разных стран, столкнувшись с
проблемой негативного воздействия химических компонентов на кожу
человека, стали интересоваться натуральными ингредиентами.
Специалистов и потребителей привлекли не только натуральные свойства
наших препаратов, но и необычно яркий вид упаковки, что было
несвойственно для строгой и сдержанной европейской косметики того
времени. Единственная проблема была связана с тем, что в Европе
ничего не знали о принципах аюрведы. Первые десять лет мы рассказывали
миру об этой древнейшей системе медицинских знаний. Сейчас понятие
«аюрведа» знакомо всем, а эта наука получила официальное признание во
многих странах мира, в том числе и в России.
В течение двадцати лет у Shahnaz Herbals не было конкурентов, но
сегодня многие компании стали выпускать аюрведическую косметику.
Безусловно, в такой ситуации работать гораздо сложнее, но время все
расставит по своим местам.
Когда занимаешься бизнесом, особенно международным, не стоит
надеяться на немедленный результат. Очень важно научиться терпеливо
ждать. Мы работаем в разных государствах и знаем, что у каждого из них
есть своя специфика. Я не могу назвать ни одной страны, куда бы можно
было легко прийти и начать торговать. Чтобы выйти на новый рынок,
необходимо получить официальное подтверждение соответствия всем
стандартам качества. Чрезвычайно сложно было выйти на рынок Франции.
Особенность этой страны в том, что экспортные поставки косметики можно
осуществлять только через фармацевтических дистрибьюторов. Они
проводят очень строгий отбор и постоянные лабораторные исследования.
Кроме того, во Франции много косметики местного производства.
Не менее сложно было попасть в Японию. Освоить этот рынок помогло
высокое качество нашей продукции, а также то, что японцы высоко
ценят древние, проверенные временем традиции и близость к природе.
Нашу продукцию покупают люди разных национальностей, но, пожалуй,
именно японцы и русские являются самыми лояльными потребителями. Эти
народы очень хорошо понимают и чувствуют природу, любят натуральную
продукцию.
О ПРОДВИЖЕНИИ
Я уже 25 лет развиваю свою торговую марку и при этом никогда не
прибегаю к коммерческой рекламе. Какой смысл платить огромные деньги?
Для того чтобы сказать, что продукт хороший? Пусть сами купят,
попробуют и решат. Если человеку понравилось, то он посоветует еще
кому-то, приведет своих знакомых. Вот интересная история. Однажды у
дочери российского посла в Индии появились непонятные высыпания на
коже. Она пришла к доктору в Индии, но он не смог ей помочь. После
этого девушка приехала в Россию, пошла ко врачу, и русский врач спросил
ее, где она живет. Услышав, что семья живет в
Индии,сказал:«Возвращайся туда и обратись в клинику косметолога
Шахназ. Она вылечила многих моих пациентов».
Я уделяю огромное внимание популяризации принципов аюрведы:
рассказываю людям о том, какие преимущества они получают, если
начинают правильно питаться, заниматься йогой, медитацией,
пользоваться аюрведической косметикой; даю много пресс-конференций для
индийской и международной прессы; участвую в телепередачах. Никакая
коммерческая реклама не вызывает у потребителя такого доверия к бренду.
Как было уже сказано, я не сторонница ярких, завлекательных вывесок. У
входа в наш офис висит маленькая табличка с номером, но при этом все
знают, что здесь находится компания Shahnaz Herbals.
Когда я читала лекцию студентам и преподавателям Гарварда о своих
методах работы, они отметили, что это совершенно противоположно тому,
что они привыкли видеть в мире бизнеса, где на рекламу тратятся
миллиарды долларов.
О ПОТРЕБИТЕЛЯХ
Меня часто спрашивают, есть ли среди моих клиентов известные
личности. Да, есть, это, например, Хилари Клинтон, королевская семья
Великобритании, супруга премьер-министра Тони Блэра, звезды
Голливуда. Специально для писательницы Барбары Картленд я разработала
целую косметическую линию. Но для меня не менее важно, что в числе моих
покупателей и клиентов миллионы «простых» женщин и мужчин.
ОБ АССОРТИМЕНТЕ
Сегодня в ассортименте компании Shahnaz Herbals 480 продуктов для
ухода за кожей лица, тела и волосами, есть линия натуральной
декоративной косметики. При экспорте ассортимент формируется с
учетом климатических особенностей страны и потребительских
предпочтений ее жителей. Я не думаю, что какой-либо один продукт может
подойти каждому без исключения. В России, например, из-за длительной
зимы у многих людей чувствительная или подсушенная кожа, поэтому здесь
будут востребованы интенсивные питательные, увлажняющие,
регенерирующие средства.
Упаковка продукции одинакова для всех стран: единый дизайн
обеспечивает узнаваемость бренда. Недавно мы ее видоизменили: теперь
вместо пластиковых банок используем более стильные и привлекательные
баночки из стекла.
Ассортимент продукции постоянно расширяется, появляются новые
разработки на основе древних рецептов аюрведы. Так, вышедшая на рынок в
2005 году серия по уходу за кожей лица Diamond Collection
(«Бриллиантовая серия») состоит из ночного, дневного крема, мыла с
бриллиантовой пылью и других продуктов. Она стала органичным
дополнением к уже существующим косметическим линиям с драгоценными
камнями - рубином, сапфиром, топазом, изумрудом. Древние науки
доказывают, что у драгоценных камней есть замечательное качество
сдерживать старение. Подходящий продукт нужно выбирать в соответствии
с месяцем рождения.
Сейчас специалисты компании Shahnaz Herbals занимаются разработкой
линии спа-косметики. Философия аюрведы и спа во многом похожи.
Несмотря на разные корни этих течений, они исповедуют сходные принципы
- холистический подход, стремление к гармонии души и тела, избавление
от стресса, использование только натуральных косметических и пищевых
продуктов, отрицание химических компонентов. Можно сказать, что
оздоровительные спа-процедуры по сути являются аюрведическими.
Существует даже отдельное направление «аюрведическое спа».
Часто мы выбираем нестандартные пути и неосвоенные направления.
Например, сейчас разрабатывается специальная косметическая линия для
космонавтов. Поскольку антистрессовые программы защиты кожи в
последние годы вызывают большой интерес у косметологов, то у нас
возникла мысль, что космонавтам во время полета необходимо более
тщательно ухаживать за своей кожей. Разработка каждой линии -
длительный процесс: от момента зарождения идеи до появления продукта на
рынке проходит от семи до десяти лет.
О ДОСТИЖЕНИЯХ
Самой важной наградой я считаю полученную в 1996 году ежегодную
премию «Лучший предприниматель мира» от британского делового журнала
Success. Впервые за 105 лет своего существования она была вручена
женщине.
О РОССИИ
Россия превзошла все мои ожидания. Здесь я увидела сильную империю с
богатой историей. С этой страной меня связывает не только бизнес: мой
прадед был родом из Самарканда. Когда я несколько лет назад впервые
приехала в Россию, московские газеты писали: «Знаменитая могольская
принцесса возвращается домой».
Россия - замечательная страна, но, к сожалению, здесь, как и во всем
мире, используется очень много химических ингредиентов, и это
касается не только косметики. Вместе с компанией «Аюрведа плюс»,
которая уже в течение семи лет занимается дистрибуцией продукции
Shahnaz Herbals в России, мы стремимся повлиять на сложившуюся
ситуацию. Я вижу, что наша косметика востребована - ежегодный рост
составляет порядка 50%. Планируется расширение ассортимента: скоро
появится линия натуральной декоративной косметики. Недавно
специалисты компании «Аюрведа плюс» прошли обучение в «Международной
академии красоты Шахназ Хусейн»: познакомились с процессом
производства косметики, овладели методикой определения дош по пульсу,
научились подбирать косметические препараты в соответствии с
состоянием дош и многое другое.
Я с детства очень люблю поэзию. Когда есть свободное время, пишу стихи.
Недавно мне предложили участвовать в голливудском фильме Taj Mahal - Lovestory.
Возможно, я буду играть роль Нурихан - одной из представительниц
средневековой династии мусульманских правителей Моголов, а моим
партнером по фильму будет Пирс Броснан в роли императора Джехангира.
Любопытно: в нашей семье было три девушки, получившие титул «мисс
Индия» - одна из семьи отца и две из семьи матери. Я тоже
участвовала в этом конкурсе и победила. Вышла на подиум, получила
корону, но сразу с ней рассталась. Дело в том, что я уже была замужем.
Организаторы не объявляли о том, что замужним женщинам нельзя
участвовать в конкурсе. Я также участвовала и в других конкурсах
красоты. Когда мне был 31 год, я победила в конкурсе «Красавица
лета». В это же время мою 14-летнюю дочь выбрали Miss Teen. Нам выдали
две короны, и муж был очень горд, что обе его женщины получили награды.
Думаю, в жизни важно не то, чего вы хотите, а то, насколько сильно вы этого хотите. Успех намного превзошел мои ожидания.
|