Согласно индийской духовной традиции,
причины болезней разделяются на две категории. К первой
категории относят физические (биологические) причины:
это нарушение равновесия биологических элементов и
первичных энергий физического тела. Лечение в этом
случае преимущественно состоит в воздействии на тело —
травами, диетой, физиотерапией и йогическими позами. В
более сложных случаях могут потребоваться минеральные и
сильнодействующие травяные препараты, а также
хирургическое вмешательство.
Вторая категория — это кармические
причины: болезнь может стать результатом наших
неправильных поступков, то есть психических или духовных
факторов. Это может быть ошибка в выборе профессии,
эмоциональные проблемы и трудности во взаимоотношениях с
другими людьми, и тогда для лечения может потребоваться
изменение образа жизни и отношения к миру в целом. К
числу таких причин относится отклонение линии жизни от
ее оптимальной предопределенной траектории, называемой
на санскрите «дхарма». Причиной болезни могут стать
действия, совершенные в прошлой жизни, например,
связанные с причинением вреда другим существам или со
злоупотреблением своей властью и материальными
возможностями. Для лечения подобных кармических
заболеваний может потребоваться своего рода искупление
или жертва, чтобы внутренне очиститься. С этой же целью
Аюрведа использует йогу и духовную терапию (Дайва
чикитса), в которой применяются драгоценные камни,
мантры, молитвы, ритуалы и медитации. Их использование
основано не на суевериях, а на понимании глубинных
механизмов ума.
Согласно Аюрведе, человек состоит из трех
тел: физического, астрального и причинного, или на языке
западных понятий — тела, ума и души. Хотя в центре
внимания аюрведической системы находится физический
аспект, она учитывает и оба других. Многие из ее методов
направлены на коррекцию нарушений в астральном теле,
которое стоит за процессами, происходящими в физическом
теле, и на коррекцию нарушений в причинном теле, которое
обусловливает процессы астрального тела.
Большинство заболеваний вызывается сразу
обоими факторами — физическими и духовными и поэтому
требуют лечения на обоих уровнях.
|